?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Синестезия для perets2001

определение в энциклопедии звучит так:
синестезия (от греческого synasthesis – соощущение), явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другим органам чувств (например «цветной слух» - звуковые переживания при восприятии цвета и т.п.)

я полезла в энциклопедию, чтобы проверить существует ли такая штука на самом деле, когда прочитала вот это:

Звук он видел. Воспринимал его как странной формы свет. Они выкрикивали его имя. Он воспринимал яркие ритмы:
Ф ОЙ Л Ф ОЙ Л Ф ОЙ Л Ф ОЙ Л Ф ОЙ Л Ф ОЙ Л Ф ОЙ Л Ф ОЙ Л Ф ОЙ Л Ф ОЙ Л Ф ОЙ Л Ф ОЙ Л Ф ОЙ Л Ф ОЙ Л Ф ОЙ Л
Движение казалось ему звуком. Он слышал корчащееся пламя, слышал водовороты дыма, мерцающие глумящиеся тени... Все обращались к нему на странных языках.
- БУРУУ ГИАР РУУАУ РЖЖИНТ? - вопрошал пар.
- Аш. Ашша. Кири-тики-зи мдик, - причитали мельтешащие тени.
- Ооох. Ааах. Хиии. Ччиии. Оооо. Аааа, - пульсировал раскаленный воздух.
- Ааах. Мааа. Пааа. Лааааа!
И даже огоньки его собственной тлеющей одежды шипели какую-то белибердувегоуши:
- МАНТЕРГЕЙ-СТМАНН! УНТРАКИНСТЕЙН ГАНЗЕЛЬСФУРСТИН-ЛАСТЭНБРУГГ!
Цвет был болью... жаром, стужей, давлением, ощущением непереносимых высот и захватывающих дух глубин, колоссальных ускорений и убийственных сжатий.
КРАСНОЕ ОТСТУПИЛО ЗЕЛЕНОЕ НАБРОСИЛОСЬ ИНДИГО С ТОШНОТВОРНОЙ СКОРОСТЬЮ ЗАСКОЛЬЗИЛО ВОЛНАМИ, СЛОВНО СУДОРОЖНО ТРЕПЕЩУЩАЯ ЗМЕЯ
Осязание было вкусом... прикосновение к дереву отдавало во рту кислотой и мелом. Металл был солью, камень казался кисло-сладким на ощупь, битое стекло, как приторное пирожное, вызывало у него тошноту. Запах был прикосновением... Раскаленный камень пах как ласкающий щеку бархат. Дым и пепел терпким шероховатым вельветом терли его кожу. От расплавленного металла несло яростно колотящимся сердцем. Озонированный взрывом воздух пах как сочащаяся сквозь пальцы вода.
Фойл не был слеп, не был глух, не лишился чувств. Он ощущал мир. Но ощущения поступали профильтрованные через нервную систему исковерканную, перепутанную и короткозамкнутую. Фойл находился во власти синестезии, того редкого состояния, когда органы чувств воспринимают информацию от объективного мира и передают ее в мозг, но там все ощущения путаются и перемешиваются друг с другом. Звук выражается светом, движение - звуком, цвета кажутся болью, прикосновения - вкусом, запах - прикосновением.

- Возможно. Ты далеко, далеко от Св. Патрика... Я хочу рассказать тебе,
как спастись от огня, Гулли. Ты будешь слушать?
- Я не мертв?
- Нет.
- Я буду слушать.
- Ты страдаешь синестезией. Все твои чувства перепутаны. Это скоро пройдет. Пока же придется говорить так, чтобы ты понял.
- Почему ты мне помогаешь?.. После того, что я сделал с тобой...
- Все прощено и забыто, Гулли. Слушай меня. Когда опять окажешься в
соборе, повернись к самой громкой тени. Ясно?
- Да.
- Иди на шум, пока не ощутишь покалывание на коже. Остановись. Сделай полоборота и давление и чувство падения. Иди туда. Пройдешь через столб света и приблизишься ко вкусу хинина. На самом деле это клубок проволоки. Продирайся прямо через хинин. Там увидишь что-то, стучащее словно паровой молот. Ты будешь в безопасности.
(Альфред Бестер «Тигр! Тигр!»)

У Бестера, похоже, это вообще была одна из любимых фишек, потому что упоминается не один раз. Может быть, он испытывал это состояние сам. Долгое время после книги я прямо-таки болела желанием пережить такие же ощущения. Понимаю, что это должно быть довольно мучительно, но все равно – хочется до сих пор.

Комментарии

( 27 комментариев — Оставить комментарий )
alavarus
28 ноя, 2005 20:51 (UTC)
У меня, как у аудиальщика, очень сильные звуковые ассоциации. То есть слыша какую-то мелодию, я обязательно вспоминаю где я ее слышал впервые. Или например могу вспомнить слова человека и то, чем человек в этот момент занимался.
ptisa_jill
28 ноя, 2005 21:42 (UTC)
нет, Ал, это немного другое. здесь дело не в ассоциациях. это не в памяти возникает, а при непосредственном воприятии - видишь например экран монитора, а при этом во рту горький вкус.

хм. а вообще это интересно. я считаю себя кинестетиком, потому что у меня осязание развито так, что даже проблемы доставляет. но сильнее всего у меня развита зрительная память.
alavarus
29 ноя, 2005 03:01 (UTC)
В том-то и дело, что я чувствую вкус, если чувствовал его в тот момент когда услышал что-то. Так что это видимо как раз оно самое:))
perets2001
29 ноя, 2005 13:20 (UTC)
А можно спросить, что такое "аудиальщик"?
И дело не в том, чтобы чувствовать ассоциативные вкусы или запахи, а в том, чтобы чувствовать "запах цвета" или что-нибудь подобное.
alavarus
29 ноя, 2005 15:50 (UTC)
Аудиальщик - человек, для которого слух являтся главным средством восприятия, чем остальные чувства.
А что есть "запах цвета" как не ассоциация одного с другим?:)
perets2001
29 ноя, 2005 15:55 (UTC)
Ассоциация предполагает опосредованную связь сквозь рассудок. Синестезия - непосредственную через чувства.
alavarus
29 ноя, 2005 17:26 (UTC)
Учитывая, что чувства в любом случае проходят через рассудок (если подразумевать под этим словам как сознание, так и бессознательное), мне кажется, разница несущественна.
perets2001
29 ноя, 2005 17:49 (UTC)
Ого, да это новое слово в философии!:).
А можно поподробнее про то, как чувства проходят через рассудок и как он может быть бессознательным?
Может, вы имеете в виду что-то другое? Некий mind?
alavarus
29 ноя, 2005 18:34 (UTC)
В таком случае давайте определимся в терминологии:) Собственно mind это и есть рассудок, разум и тп. Все это синонимы, пока мы не разграничили их значение в контексте обсуждения. Если вы под "рассудком" имели в виду сознание, то тогда разница между ассоциацией и синестезией в том, что первая связана сквозь рассудок, а вторая - сквозь бессознательное. 8) Так?

perets2001
29 ноя, 2005 19:25 (UTC)
Под рассудком я имел в виду рассудок, никакого новшества не привнося. Хотя я считаю, что употреблять здесь связку "сознание-бессознание" несколько неуместно, но если вам так понятнее, то можно и согласиться с последней вашей суппозицией. Но разница между ассоциацией и синестезией, на мой взгляд, иного рода, нежели простое наличие или отсутствие пристаки "без". Разница в способе восприятия.
ptisa_jill
30 ноя, 2005 07:54 (UTC)
да все проще же гораздо
Ал, ты упираешь на ассоциации - которые есть память, а при синестезии, как я это понимаю это никак не связано с памятью и видя, например, зеленый цвет, который у тебя в обычном состоянии ассоциируется, скажем, с авокадо и шумом ветра в листве деревьев, при синестезии ты будешь чувствовать нечто совершенно другое - не вкус авокадо и не шелест листвы, а например грохот барабанов и вкус перца.
norgen
28 ноя, 2005 21:59 (UTC)
по своей сути синестезия - это синкретизм. что еще раз доказывает неразъемленность всего и вся. я понимаю твое желание ощутить это. я бы тоже хотел..
speechka
29 ноя, 2005 07:20 (UTC)
По-любому.
Для меня эти два слова взаимосвязаны.
А подобные ощущения только лишний раз доказывают цельное и гармоничное восприятие пространства (реальности).
ptisa_jill
30 ноя, 2005 07:46 (UTC)
не уверена
потому что есть у меня сильнешие водозрения, что это состояние (я говорю о синестезии) очень далеко от гармонии
norgen
30 ноя, 2005 10:09 (UTC)
Re: не уверена
см. мой последний пост. думаю, спичка имела в виду что-то типа этого.
ptisa_jill
30 ноя, 2005 12:57 (UTC)
может быть
она-то, может и имела в виду что-то типа этого, только я вот нет.
дело в том, что для меня гармония это прежде всего мера (чувство меры), а при синестезии все чувства лупят через край и навыворот, что гармоничным быть не может...

а вообще, у меня появились сильные подозрения, что мы немного о разных вещах говорим и я даже, кажется, уже поняла почему. я чуть попозже напишу отдельный пост напишу, попробую объяснить что это для меня все значит.
norgen
30 ноя, 2005 14:34 (UTC)
Re: может быть
в гармонии нет понятия сравнительности (лучше-хуже и т.д.), там как бы все равно, все едино (наверное отсюда представление о гармонии как о мере)... человек и своим чувствам дает оценку и характеристику (плохой-хороший, такой-сякой, сильнее, слабее). т.о. при синестезии ты испытываешь сразу множество противоречивых чувств, по нашим меркам исключающих друг-друга.

причина мучительности синестезии - в самом человеке.
не в конкретном человеке, а вообще человеке с его спецификой восприятия и познания мира.

а понятие гармонии здесь отвлеченное.

ну и ждем поста.
tengu_crow
29 ноя, 2005 12:15 (UTC)
О! Да! В "Тигре! Тигре!" это - один из любимых моментов :)
perets2001
29 ноя, 2005 13:42 (UTC)
Да, штука для меня новая. Не буду хвастаться, что, мол, пытали мы вашу синестезию еще в ребячестве, — не было такого опыта. А было б любопытно. Не исключено, кстати. что в малых пределах многие люди испытывают нечто подобное, но ввиду обилия перцептивного потока не могут отделить семян от плевел. Надо будет понаблюдать.
norgen
29 ноя, 2005 14:34 (UTC)
да, навел на мысль
интересно, имеет ли синестезия отношение к так называемому "первому впечатлению" или интуиции? видишь человека, например, и испытываешь ряд определенных ощущений. или вот здания - некоторые помещения имеют очень сильное влияние на психоэмоциональное состояние. при этом логически совершенно нельзя объяснить, почему у тебя складывется то или иное впечатление. возможно, синестезия таким вот "слабым" образом знакома многим.
ptisa_jill
30 ноя, 2005 07:52 (UTC)
Re: да, навел на мысль
мысль, действительно, интересная... надо будет подумать как следует...

кстати, о зданиях, ты мне напомнил одну штуку... даже не по себе снова стало
norgen
30 ноя, 2005 10:08 (UTC)
Re: да, навел на мысль
хм..?
ptisa_jill
30 ноя, 2005 13:20 (UTC)
Re: да, навел на мысль
позже расскажу...
блин. комменты опять через раз доходят *((
pilum
29 ноя, 2005 15:01 (UTC)
Когда начал читать цитату, меня преследовало дежавю (я это точно много лет назад читал в какой-то сильной фантастике), но склероз не давал вспомнить... :( Дочитал и понял, что практически забыл "Тигра! Тигра!" за прошедшие 10 лет... А когда-то долго был под впечатлением... Абыдна...
ptisa_jill
30 ноя, 2005 07:56 (UTC)
понимаю, у меня такое ощущение было, гогда читала "Возвращение в Брайтсхед", где-то с середины книги стало преследовать, пока я не вспомнила, что сто лет назад видела то-ли фильм, то ли даже сериал по этой книге.
впечатления были испорчены.
drvo
29 ноя, 2005 19:45 (UTC)
"Тигр! Тигр!" - рулёз всех времен и народов. Я его читал без счета.. Но вот как раз ситестезия показалась нескко искуственной.
Бывет ли оно вообще в природе? Нрно, бывает, раз слово есть. Но, наверняка, отличается от этой картинки так же как амнезия в клинике и в книгах...

Что до синкретизма.. Это же не деструктивная смесь, а органичное соединение. Притом, не столько ощущений, сколько всех выразительных средств, доступных в окружающей среде. Я недавно имел счастье это видеть.. Э, нет - испытать на фестивале Этнолайф. Это было что-то... что-то...
Митстерия
Тот вечер меня изменил.

ЗЫ: А "первое впечатление" - тоже отдельная и очень интересная тема! Не забыть вернуться.
norgen
29 ноя, 2005 21:45 (UTC)
ну под синестезией я не имел в виду деструктивную смесь. а как раз то самое соединение, которое изначально органично. разумеется, проявляясь в человеке как существе познающим мир через дефиницию и дифференцию, оно становится мучительным и деструктивным.

насчет не только ощущений, а всех и всего - енто понятно. я просто аналогию провел //_-
( 27 комментариев — Оставить комментарий )

Профиль

ptisa_sky
ptisa_jill
мяукающее пернатое

Календарь

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
My Wishlist



Разработано LiveJournal.com