?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

читая Монте-Кристо

Не знаю как вы, но я практически с детства привыкла считать романы Дюма "развлекательной" литературой и даже более того - детской. Ну да, не приходится напрягать память и ум, как при чтении Эко, не дрожат от напряжения все струны души, как у меня от Голдинга, а у вас, наверное, от других авторов. Это чтение дарит отдых уму и душе. Вроде бы.
Только вот я уже три дня как дочитала "Графа Монте-Кристо", а он у меня все никак из головы не идет. Мысли бродят, чувства не спокойны. Перекликаются с разнообразными вариациями на тему предательства, страдания и отмщения, встреченные в книгах и фильмах; перекликаются с собственными мыслями о том что есть Личность и что есть я.

Ну, например, что было бы с Дантесом, не найди он в указанном месте сокровищ? Да, он себя успокаивал, пытался подготовить к разочарованию, но в глубине души, боясь признаться самому себе, безумно желал их, он уже чувствовал невидимую преграду между собой и "коллегами"-моряками, еще "вчера" такими же как он. Сумел бы он пережить потерю, вернуться на корабль и остаток жизни провести бороздя Средиземное море, не вспоминая о мести, о людях его предавших? Стал бы капитаном через несколько лет или, быть может, объединив в единую и крепкую систему всех контрабандистов. Или, вдохновившись примером корсиканцев, вооружившись ножом добался бы до Парижа и просто перерезал пресловутую троицу?

Я, наверное, консерватор с детства. По крайней мере, очень часто высказанная мысль не находит сразу же отклика в сознании, но проходит время и различные события как кирпичики ложатся на фундамент этой мысли дополняя или опровергая ее.
Поэтому, Норг, когда ты в первый раз заговорил о мести, как преобладающем мотиве в современном искусстве, я не прониклась. Но мысль засела, и постепенно, то там, то здесь, капелька по капельке стали замечаться мотивы и моменты, подтверждающие твою правоту. Взять даже, столь любимого среди моих френдов, маленького волшебника со шрамом на лбу. Уверена, что будь книга написана хотя бы лет 15 назад, основной движущей силой поступков Гарри Поттера была бы борьба со злом. Сейчас же, этот момент отошел на второй план, а в первую очередь Гарри мстит за родителей.
Вот и анимешный сериал, после которого я почувствовала сильнейшее желание перечитать книгу, начинается с середины романа, с собственно мести, и местью завершается, а череда событий приведших к ней показана лишь легкими флешбэками.

Сериал это, вообще, отдельный разговор. Не могу понять как к нему относиться. Ведь именно благодаря ему, благодаря такому сильному расхождению сюжетов, появилось желание вспомнить "как оно все было". Это было благородно, это было самоубийственно. Не будь этого соседства-соперничества, не будь постоянных сравнений и параллелей и может быть я более снисходительно отнеслась к фильму, просто почувствовав подсознательное желание отдохнуть от аниме вообще и не отдавая себе отчета насколько это аниме оказалось анимешным, полным анимешных страстей, жестов, штампов, взглядов и вздохов.
А сейчас я даже не чувствую благодарности за моего любимого Франца, которому отвели одну из главных ролей.
Осталось только сожаление, что красота, стиль, множество отличных визуальных находок растратились на пшик. А какой отличный мог получиться фильм, если бы снимали более трепетно следуя духу и даже букве романа. И пусть бы разворачивали действие в далеком будущем, если уж им так хотелось. При должном умении можно было бы отлично выдержать канву романа в любом антураже. Ведь такие характеры, подчеркиваемые мелкими, но яркими штрихами, такая изумительная интрига, такое богатство оттенков, которые можно передать визуально.
Знаешь, Псин, я наверное в первый раз, если не поняла, то очень хорошо прочувствовала, что ты имеешь в виду, когда ругаешься, что герои ведут себя одинаково в течение лет и после событий, должных их изменить...

Сейчас немного смешно читать о таком кипении страстей, когда герой без тени сомнения собирается уйти вслед за любимой. Глубины отчаянья, вершины радости и беспредельная любовь, это не для нас. Мы уже взрослые и знаем, что такое только в книгах бывает. Но почему тогда, когда Эдмон Дантес стоял на холме, глядя на покидаемый Париж, ты чувствовала, что осталась в этом вечном и проклятом городе?
Помните финал Утены? Главные герои вновь начинают движение друг к другу, а студенческий городок продолжает жить обычной жизнью. Все хорошо, все как всегда и только неприятный привкус во рту напоминает, что тебя недавно рвало...

Комментарии

( 9 комментариев — Оставить комментарий )
alavarus
5 май, 2006 07:16 (UTC)
После японского Монте-Кристо особенно четко понимаешь строчки Киплинга про Восток и Запад. Не знаю, как насчет мести, а для меня книжный Дантес всегда останется одним из тех "ненужных" людей, которым абсолютно нечего делать или ничего не хочется...
tengu_crow
6 май, 2006 14:15 (UTC)
Странно. Мне как раз казалось, что Дантес - наиболее удачный пример человека-с-деньгами-нашедшего-им-применение. Другой бы чокнулся на почве мести или превратился бы в сибарита-Обломова. А Монте-Кристо сохранил вполне здоровый ум и с завершением квеста по уничтожению противников в общем-то не остался без дела и не впал в апатию. А все его циничные рассуждения по ходу дела - не более чем маска, позволившая ему легче действовать. Иначе в Париже бы ничего не получилось.

Наверное, один из ключевых моментов для понимания Дантеса (такая себе экзистенция) - дуэль с Альбером.
ptisa_jill
6 май, 2006 16:48 (UTC)
я с тобой согласна *)
perets2001
5 май, 2006 08:26 (UTC)
По поводу мотива мести в современном искусстве -- "Убить Билла" суть квинтэссенция.
tengu_crow
6 май, 2006 15:02 (UTC)
(хихикает) Ума Турман, как воплощение политкорректного феминизированного Графа Монте-Кристо :)

Только у Тарантино (если следовать аналогии с сюжетом Дюма) Мерседес бы на финальное свидание с Монте-Кристо пронесла бы испанскую наваху и начла допытываться - он ее действительно любит или только пытается таким макаром усыпить ее бдительность. А тогда попыталась бы его зарезать, но Монте-Кристо спасла бы кольчуга. Он зарубил бы Мерседес именным турецким зульфакаром и минут пять рыдал бы над трупом.

Дальше все развивалось бы по книге :)
canis_ludens
5 май, 2006 11:22 (UTC)
то есть, мне не смотреть? а то я как раз раздумываю: уж больно скриншоты интересные.
зы. по поводу мести. насколько я помню книгу, там всё не так просто. дантеса там ведь всю дорогу глючит на тему "тварь он дрожащая или право имеет". в смысле, право присваивать себе полномочия Всевышнего.
ptisa_jill
6 май, 2006 16:46 (UTC)
мне кажется, что хотя бы одну серию посмотреть стоит, очень уж красиво, а вот досматривать до конца или нет, ты сам решишь по ходу действия...

зы. а я и не говорила, что все так просто, я размышляла о чем размышлялось. *))
tengu_crow
6 май, 2006 14:26 (UTC)
Имхо, даже не найдя сокровищ Дантес бы все равно пошел по тому же пути. Главным сокровищем было общение и образование которое он получил от аббата Фариа. А злато - это так, авторский прием, чтобы не тратить время на описание того, как главгерой обзавелся средствами. Человека которым двигает мощная цель, особенно умного человека почти невозможно остановить.

А по поводу страстей - имхо ты не права. В жизни еще и похлеще случается. Так что часто литература только плетется на поводу у реальности ;) А те кто "уже взрослый" просто не видят дальше пяти шагов от себя. Естественно - все имхо, имхо и имхо. Мое сугубое имхо :)

Все больше хочется посмотреть эту аниму :)))
ptisa_jill
6 май, 2006 16:47 (UTC)
только чур, потом меня не пинать.
( 9 комментариев — Оставить комментарий )

Профиль

ptisa_sky
ptisa_jill
мяукающее пернатое

Календарь

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
My Wishlist



Разработано LiveJournal.com